Международные исследования оказали в последние годы наибольшее влияние на развитие образования в мире, в том числе и в России. Не учитывать результаты международных исследований отечественное образование сегодня не может, поскольку вопрос о конкурентоспособности стоит очень остро. Известно, что качество российского образования отличается от качества образования за рубежом.
Центральным понятием в международной программе выступает «грамотность», которая в широком смысле определяется еще и как функциональная грамотность. Этот термин отражает общеучебную компетенцию, что на современном этапе обеспечивается за счет внедрения Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) всех ступеней образования.
Выделены отличительные черты функциональной грамотности:
1) направленность на решение бытовых проблем;
2) является ситуативной характеристикой личности, поскольку обнаруживает себя в конкретных социальных обстоятельствах;
3) связь с решением стандартных, стереотипных задач;
4) это всегда некоторый элементарный (базовый) уровень навыков чтения и письма.
Таким образом, функциональная грамотность – это уровень грамотности человека, определяющий его деятельность с использованием печатного слова в быту.
Мониторинг формирования функциональной грамотности – это не контроль и не проверка с выстраиванием рейтингов образовательных организаций или регионов. Основой внедрения проекта являются идеи формирующего оценивания: поддержка и обеспечение формирования функциональной грамотности. Система заданий и диагностических материалов разрабатывается с учетом подходов и инструментария международного исследования PISA. При этом используются все отечественные инновационные разработки в данной области.
Концептуальные подходы для мониторинга формирования функциональной грамотности разрабатываются с учетом особенностей учащихся, для которых предназначены задания мониторинга (в 2021 году – 4, 8 классы).
Разрабатываемая система заданий и диагностических материалов будет способствовать обновлению учебных и методических материалов с учетом переориентации системы образования на новые результаты, сформулированные в ФГОС и связанные с «навыками 21 века», – функциональной грамотностью учащихся и развитием позитивных установок, мотивации обучения и стратегий поведения учащихся в различных ситуациях.
Разработка заданий и диагностических материалов для формирования и оценки функциональной грамотности учащихся 5-9 классов осуществляется по 6-ти составляющим функциональной грамотности: математической, читательской, естественнонаучной и финансовой грамотности, глобальным компетенциям, креативному мышлению.
Задания, объединенные в тематические блоки, составляют основу инструментария для оценки функциональной грамотности (также как и в исследовании PISA). Блок заданий включает в себя описание реальной ситуации, представленное, как правило, в проблемном ключе, и ряд вопросов-заданий, относящихся к этой ситуации. Учащиеся должны выполнить задания, используя знания из различных предметных областей. Их последовательное выполнение способствует тому, что двигаясь от вопроса к вопросу, ученики погружаются в описанную историю (ситуацию) применяют свои знания и умения, а также приобретают как новые знания, так и функциональные навыки.
В настоящее время разработаны Интернет-ресурсы, контент которых можно использовать для развития и оценки функциональной грамотности обучающихся:
1. Электронный банк заданий:https://fg.resh.edu.ru/.
Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий, представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке https://resh.edu.ru/instruction.
2. Общероссийская оценка по модели PISA. Вебинар для образовательных организаций (25.09.2020). Презентация платформы «Электронный банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности» https://fioco.ru/vebinar-shkoly-ocenka-pisa.
3. Открытые задания https://fioco.ru/примеры-задач-pisa.
4. Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач http://center-imc.ru/wp-content/uploads/2020/02/10120.pdf.
5. Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы). ФГБНУ Институт стратегии развития образования Российской академии образования http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/.
6. Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/.
7. Вебинары для учителей-предметников по функциональной грамотности https://prosv.ru/webinars.
8. Вебинары Академии «Просвещение» для педагогов по формированию функциональной грамотности обучающихся:
Финансовая грамотность: hhttttps://youtu.be/WJ2is6yhgWc
Читательская грамотность: https://youtu.be/_om_kIhu7G8
9.Ресурсы ФГБУ «Федеральный институт педагогических измерений», открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности обучающихся (7-9 классы), сформированный в рамках Федерального проекта «Развитие банка оценочных средств для проведения всероссийских проверочных работ и формирование банка заданий для оценки естественнонаучной грамотности»: https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti ;
Мероприятия в рамках Всероссийских Эстафет «Мои финансы»
ОБ ЭСТАФЕТАХ
Всероссийские просветительские Эстафеты «Мои финансы» призваны расширить охват аудитории
информационно-просветительскими мероприятиями под эгидой ведомственного проекта Минфина России «Новая финансовая культура (МоиФинансы: просто о сложном)» с акцентом на взрослых граждан.
ЦЕЛЬ
Обеспечение перехода от финансовой грамотности к финансовой культуре: повышение интереса экономически активных граждан России к тематикам финансовой грамотности, мотивация их к улучшению своего уровня знаний и рационализации поведения.
ЗАДАЧИ
• Объединить и синхронизировать мероприятия Минфина России, регионов федеральных методических центров под единым брендом;
• развить опыт проведения весенних и осенних «Недель финансовой грамотности»;
• масштабировать информационную кампанию по финансовой грамотности в субъектах РФ: старты тематических этапов и ключевые мероприятия будут проходить в регионах.
I ЭТАП
Семейный бюджет: как не ссориться из-за денег? (11 апреля – 30 июня)
II ЭТАП
Первые деньги – как управлять (1 июля – 30 сентября*)
III ЭТАП
Ответственное кредитование (1 октября – 20 декабря*)
* Сроки могут быть уточнены
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ РАМКА
Эстафеты проводятся в рамках Плана мероприятий («дорожной карты»). Стратегии повышения финансовой формирования финансовой культуры до 2030 года (далее – Стратегия), координатором которой в соответствии с решением Межведомственной координационной комиссии по реализации
Стратегии от 27 ноября 2020 года со стороны Минфина России определен ФГБУ «Научно исследовательский финансовый институт
Министерства финансов Российской Федерации» (далее – НИФИ Минфина России).
Дирекция финансовой грамотности НИФИ реализует национальную программу повышения финансовой грамотности населения, осуществляет координацию деятельности министерств и ведомств, общественных и коммерческих организаций в рамках Стратегии.
ПОЛОЖЕНИЕ О проведении Всероссийской просветительской Эстафеты «МОИ ФИНАНСЫ» этап I: семейные финансы
Настоящее Положение о проведении Всероссийской просветительской Эстафеты «МОИ ФИНАНСЫ» (далее соответственно – Положение, Эстафета) определяет цель, тему, задачи, формат, инструменты проведения I этапа. Эстафеты организуются Минфином России в рамках
мероприятий Стратегии повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года (далее – Стратегия),
Дирекция финансовой грамотности ФГБУ «Научно-исследовательский
финансовый институт Министерства финансов Российской Федерации» выступает оператором (далее – НИФИ Минфина России).
Цель Эстафет
Цель Эстафет – обеспечение перехода от финансовой грамотности к финансовой культуре: повышение интереса экономически активных
граждан России к тематикам финансовой грамотности, мотивация их к улучшению своего уровня знаний и рационализации поведения.
Целевая аудитория – взрослые, экономически активные граждане, пенсионеры и предпенсионеры, дошкольники, школьники и студенты.
Задачи Недели
Проведение для жителей страны мероприятий образовательного, просветительского, информационного и развлекательного характера, которые нацелены на формирование финансовой культуры как залога роста уровня и качества жизни населения Российской Федерации.
Привлечение внимания СМИ к актуальной теме повышения финансовой грамотности населения, вовлечение представителей государственного и частного секторов, сферы образования в работу по финансовому просвещению.
Формат Эстафет
Мероприятия проводятся в смешанном формате: офлайн/онлайн- мероприятия – в субъектах Российской Федерации.
Материалы Эстафеты доступны на портале моифинансы.рф неограниченно по времени.
Инструменты проведения Эстафет
Основной Интернет-площадкой мероприятий Эстафеты является портал моифинансы.рф.
На портале Дирекцией финансовой грамотности НИФИ Минфина России размещаются ссылки на материалы, видеоролики и иная информация об Эстафетах. Регионы Российской Федерации на персональных страницах Эстафет могут выкладывать анонсы ключевых мероприятий, полезные
видеоролики, фотоматериалы мероприятий, а также презентовать успешные проекты.
Ключевая тема I этапа
Тема первого этапа созвучна проходящему сейчас Году семьи и посвящена грамотному управлению семейным бюджетом. В семье нередко возникают споры из-за денег: у каждого может быть свое видение, на что необходимо тратить деньги. Во время Эстафеты федеральные и региональные эксперты научат участников ставить совместные цели, которые учитывают потребности каждого члена семьи, и объяснят, как избегать разногласий и не ссориться из-за финансов в семье.
- Сериал «Сказка о деньгах» https://моифинансы.рф/materials/serial-skazka-o-dengah/?preview_mode=true
- Сериал «Моя семья и другие проблемы» (8-9 классы) https://моифинансы.рф/materials/serial-moya-semya-i-drugie-problemy/?preview_mode=true
- Сериал «Любовь. Дружба. Экономика» (10-11 классы) https://моифинансы.рф/materials/serial-lyubovdruzhbaekonomika/?preview_mode=true